На чем ездят калининградцы?
Главная особенность автомобильного парка Калининградской области — большое количество иномарок. Близость к Европе, упрощенный ввоз машин из ЕС стали причинами, по которым на дорогах региона появилось большое количество подержанных и новых авто.
Еще одна особенность в том, что на дорогах много старых машин. Проведенное несколько лет назад исследование показало, что средний возраст авто в Калининграде — 19 лет. По этому показателю область уступала только Сахалину. При этом по стране в среднем ездили 14-летние машины. За последние годы число новых «железных коней» в регионе выросло, но старых машин по-прежнему остается много.
На чем ездят калининградцы?
В Калининграде насчитывается 30 официальных дилеров по продаже новых и подержанных автомобилей. Представлены все основные мировые бренды, включая отечественных производителей. Последние мало пользуются спросом у покупателей.
По данным за 2021 год, самым популярным автомобилем по поисковым запросам в регионе стал Volkswagen Passat. На дорогах чаще всего можно встретить Hyundai, Kia, Mercedes-Benz, Audi, Toyota, BMW, Nissan, Renault, Skoda.
В 2021 году в Калининграде наметился значительный рост цен на автомобили. Например, машины возрастом до семи лет подорожали на 45%. Средняя стоимость такого авто в регионе составила 1 449 000 рублей. В это время в «большой» России средняя стоимость машины не старше семи лет не дотянула до психологической отметки в 1 млн рублей, составив 930 000 рублей.
В первую очередь, подорожание в Калининградской области коснулось самых популярных моделей, которые часто используются в такси и каршеринге. Например, цена на Hyundai Solaris не старше семи лет выросла на 31,5%, на Skoda Rapid — на 16,1%, на Kia Rio — на 21%.
Местные жители нередко предпочитали покупать машины в Москве или Санкт-Петербурге, а в регион доставлять на пароме или автовозом. До пандемии COVID-19 можно было самостоятельно перегнать машину через Литву. Но затем из-за коронавирусных ограничений такая возможность отпала. Коронавирус повлиял на снижение потока авто из Евросоюза.
Цены на автомобили в Калининградской области в 2022 году
После 24 февраля 2022 года ситуация на рынке продаж авто стала нестабильной. Многие продавцы начали снимать объявления, другие ощутимо поднимали цены. Особо предприимчивые стали указывать стоимость в валюте, опасаясь резкого ослабления курса рубля. Затем паника улеглась, предложений стало больше, но цены остались завышенными.
На популярных в интернете досках объявлений больше всего предложений по автомобилям бренда Toyota. Цены за авто на ходу варьируются от 100 000 до 16 млн рублей.
С середины марта 2022 года ценник на новые машины подскочил на 15-25%. Это было обусловлено следующими факторами:
- производители комплектующих к автомобилям стали отказываться работать по принципу постоплаты;
- нестабильность курса рубля;
- уход некоторых иностранных производителей из России;
- проблемы с логистикой.
Эпидемия COVID-19 привела к образованию очередей на новые автомобили. Например, летом 2021 года в лист ожидания на новую машину принимались заявки на шесть-семь месяцев вперед. При этом даже после заключения договора с автодилером покупатель не знал окончательную стоимость своей машины. Эта информация появлялась только после ее прибытия в регион.
Весной 2022 года ситуация осложнилась еще больше. Машины, которые были в наличии, быстро раскупили. Нарушенные логистические цепочки привели к тому, что дилеры перестали озвучивать даже примерные сроки поставки автомобилей.
Резко снизился спрос на новые авто. На это повлияли не только выросшие цены, но и стоимость автокредитов. Из-за повышения ключевой ставки ЦБ реальный процент займов превысил отметку в 20%.
Альтернативой новым машинам для многих калининградцев стали автомобили возрастом до трех лет. В I квартале 2022 года продажи в этой категории выросли на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2022 году калининградцы приобретают машину возрастом до трех лет в среднем за 1,8 млн рублей. Это на 25% дороже, чем в прошлом году. В остальной части страны средняя цена на такие авто составляет 1,5 млн рублей. В лидерах по продажам автомобилей в Калининградской области пять моделей:
- Hyundai Solaris;
- Skoda Rapid;
- Volkswagen Polo;
- Kia Rio;
- Hyundai Creta.
Около 10% авторынка занимают «немцы» — BMW, Mercedes-Benz, Audi, любимые калининградцами еще со временем, когда их массово завозили из Европы. Цены на сильно подержанные автомобили практически не изменились. Например, 35-летнюю Audi на ходу можно купить за 50 000 рублей. А вот BMW Series 5 сильно выросла в цене. Модель 2018-2020 года обойдется в 5 млн рублей. Mercedes-Benz S-класса в зависимости от года выпуска можно купить по стоимости от 250 000 до 29 млн рублей.
Дефицит автозапчастей и автоворы
В 2022 году из-за дефицита автозапчастей на рынке по всей стране активизировались авторы. Калининградская область вошла в число регионов с максимальным числом таких правонарушений. Статистика основана на количестве обращений в страховые компании клиентов, у которых оформлен полис КАСКО.
«Жертвами» автоворов становятся зеркала, колеса, фары, другие запчасти и детали автомобилей. Более 10% всех происшествий в России пришлись на Калининградскую, Саратовскую, Мурманскую и Рязанскую области.
Страховщики отмечают, что причиной этого стал дефицит автомобилей и запчастей к ним, вызванный нарушением логистических цепочек и отказом многих автопроизводителей работать в РФ. В зоне риска одновременно оказались самые массовые и люксовые модели машин.
При этом марок, которые для автоворов не представляют интереса, практически нет. Из-за этого в ближайшем будущем стоимость страховых полисов КАСКО может увеличиться.
«Автотор» — калининградский производитель автомобилей
На территории особой экономической зоны в Калининградской области с 1994 года работает предприятие «Автотор». За это время на заводе собирали 90 различных моделей. Самыми массовыми стали BMW, KIA и Hyundai.
Ежегодно предприятие способно выпускать до 250 000 машин. Для региона завод можно назвать системообразующим — это крупный работодатель и налогоплательщик. При работе на полную мощность «Автотор» выпускает 50% товарной продукции Калининградской области, на 80% обеспечивает загрузку порта, имеет более 300 подрядчиков в регионе.
После 24 февраля 2022 года концерн BMW объявил о прекращении импорта автомобилей в Россию и остановил сборку на калининградском «Автоторе». Это сильно ударило по работе завода, сотрудники, занимающиеся сборкой машин этой марки, были отправлены в отпуск.
После трехнедельного корпоративного отпуска предприятие возобновило работу, но в сокращенном формате. Вместо 900 автомобилей в сутки «Автотор» начал выпускать 200. Сборка южнокорейских моделей KIA и Hyundai осложнена из-за проблем с логистикой. Региональные власти сообщали о переговорах предприятия с потенциальными партнерами. Однако конкретных заявлений о производстве новых автомобилей и брендов не поступило.
По заявлениям руководства предприятия, проект по созданию электромобилей сворачивать не планируют. О нем стало известно в декабре 2021 года. «Автотор» заключил соглашение с Росатомом о сотрудничестве. В его рамках запланировано производство автомобилей на электрической тяге. Изначально было объявлено, что первые калининградские электрокары должны быть выпущены в 2023 году. О новых сроках реализации проекта не сообщалось.
Эксперты считают, что электромобили станут популярными в Калининградской области, так как здесь небольшие расстояния, преимущественно равнинный рельеф. Главная проблема — отсутствие налаженной инфраструктуры по зарядке таких машин. В регионе всего пять зарядных станций, некоторые не работают по ночам. На 2022 года в области около 50 автомобилей на электротяге.
Стоимость топлива
Цены на бензин в регионе всегда были на три-четыре рубля выше, чем в других субъектах РФ. Интенсивный рост произошел в 2021-м — в течение года стоимость топлива выросла на 8-9% за литр. Владельцы машин «на газу» столкнулись с подорожанием на треть.
Весной 2022 года цены стабилизировались, началось даже незначительное снижение. В мае можно было купить бензин марки АИ-92 за 51 рубль, АИ-95 — за в 54 рубля, дизель — за 56,5 рублей.
Ввоз машин из-за границы
Калининградская область — приграничный регион, поэтому здесь всегда был популярен ввоз автомобилей из-за рубежа. В Европе можно было приобрести редкую модель в хорошем состоянии.
До 2006 года калининградцы, как жители свободной экономической зоны, могли растаможить легковой автомобиль «на область», что позволяло экономить на платежах. Сейчас льгота отменена. Машины, растаможенные только на область, не могут покидать ее пределы больше чем на два месяца, их нельзя продать в другие регионы РФ.
Покупка машины в другой стране требует тщательной подготовки. При выезде за границу на счете нужно иметь достаточную сумму, чтобы таможенные органы были уверены: у будущего автовладельца хватит денег на растаможку.
Чтобы самостоятельно отправиться за покупкой авто в Евросоюз, необходимо оформить шенгенскую визу. Весной 2022 года многие страны стали снова выдавать визы гражданам РФ после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса.
Однако на оформление документов стало уходить больше времени, так как многие страны сократили штат сотрудников в консульствах и посольствах на территории РФ.
Список документов для ввоза авто в Калининградскую область такой же, как для остальных регионов России:
- документы на машину;
- страховка;
- сертификат о депозите;
- сертификат безопасности;
- таможенная декларация.
Чтобы ввезти машину, необходимо заплатить:
- сбор за таможенное оформление — 8 530 рублей;
- таможенную пошлину в размере 48% от стоимости автомобиля, но не менее 3,5 евро за один кубический сантиметр объема двигателя;
- для автомобилей, выпущенных менее трех лет назад, утилизационный сбор — 3 400 рублей;
- оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства — 9 000 рублей.
Рынок каршеринга и автопроката
Взять машину напрокат можно в нескольких компаниях в регионе, например, в этом прокате. Можно заказать доставку машины в аэропорт или в любое другое место по желанию заказчика.
Стоимость зависит от модели и срока аренды. Самые ходовые автомобили для проката в регионе — Hyundai Solaris и Renault Logan. В таблице примерные цены на несколько популярных моделей:
Модель Цена за сутки (в рублях) Цена за неделю (в рублях) Daewoo Matiz 1 400 8 400 Renault Logan 2 100 13 300 Hyundai Solaris 2 200 14 000 Smart Forfour 2 400 15 400 Toyota Land Cruiser 10 000 64 400 Audi TT 12 000 75 600 Tesla model S 20 000 126 000
В Калининградской области аренда авто популярна среди туристов. До многих достопримечательностей удобнее всего добраться на машине. Поэтому гостей региона привлекает возможность самостоятельно съездить на Куршскую косу или посетить руины средневековых замков на востоке области.
По этой причине максимальный спрос на аренду автомобилей летом, на майских и новогодних праздниках. Спрос сильно превышает предложение, поэтому бронировать авто нужно заранее. Стоимость может быть выше, чем в другие месяцы.
Арендовать машину можно напрямую у местных жителей. Предложений много на популярных в интернете досках объявлений. Цены практически такие же, как в прокатных компаниях.
Дополнительно клиенту потребуется потратиться на бензин. О наличии детских автокресел можно не беспокоиться — все прокатные компании обеспечивают ими бесплатно.
Альтернативой прокату авто в последние годы стал каршеринг. В 2022 году в области такие услуги предлагает только одна компания. Особенность каршеринга в том, что клиент платит только за фактическое время использования автомобиля.
Например, арендовать Hyundai Solaris можно за 12 рублей в минуту днем и 13 рублей за минуту — ночью. Аренда Renault Logan дешевле на 1 рубль в минуту.
Компания компенсирует водителям стоимость бензина и время, проведенное на заправках. Поэтому поездки по Калининградской области обходятся дешевле, чем на такси.
Спрос на каршеринг также вырастает во время туристического сезона. Услуга становится все более популярной, не всегда можно найти поблизости автомобиль.
Дороги
По сравнению с остальной Россией, Калининградская область может гордиться качеством дорожного покрытия. На протяжении многих лет регион входит в топ-10 субъектов Российской Федерации с лучшими дорогами. В области есть несколько скоростных магистралей, где легковым автомобилям разрешено развивать скорость до 110 километров в час.
Часть дорог досталась региону в наследство от Германии, которой принадлежала область до Второй Мировой войны. Их и сейчас легко узнать — они узкие и извилистые, с двух сторон высажены деревья, которые местами смыкаются кронами, образуя красивые, но опасные туннели. На таких участках нередко происходят аварии, поэтому установлены предупреждающие знаки, действует ограничение скорости — до 40 километров в час.
В самом Калининграде и других города области много участков, на которых сохранились брусчатые мостовые. Это придает особый шарм историческим районам.
Зима 2021-2022 годов внесла существенные изменения в состояние дорожного полотна. Из-за большого количества снега и резких перепадов температур количество ям весной увеличилось, несмотря на то, что самые проблемные места ремонтировали и во время холодов, и когда началась оттепель. По состоянию на май 2022 года городским властям удалось устранить самые существенные проблемы.
Дорожный контроль
Региональная ГИБДД активно применяет современные способы видеофиксации нарушений участниками дорожного движения. Работают стационарные и мобильные пункты. В сообществах в социальных сетях водители регулярно делятся информацией о том, где сегодня дежурят постовые.
В городе используют камеры, которые фиксируют превышение скорости, а также другие нарушения, за которые полагаются штраф:
- проезд на запрещающий сигнал светофора, под знак «Въезд запрещен»;
- выезд на встречную полосу, на тротуар;
- нарушение разметки, пересечение стоп-линии;
- движение с выключенными фарами или ходовыми огнями;
- непредставление преимущества пешеходу на переходе.
Сообщество автомобилистов
В Калининградской области есть активное и популярное в социальных сетях сообщество автомобилистов, которое насчитывает 117 000 участников.
Водители обмениваются информацией о ДТП, пробках, просят советов, где купить запчасти на свой автомобиль, собирают отзывы об автосервисах и мастерах, разбирают сложные дорожные ситуации.