27 Ноября 2024 01:42

Как и что сегодня с доставкой грузов в Калининградскую область?

Как и что сегодня с доставкой грузов в Калининградскую область?

Особенности географического положения делают грузоперевозки одним из основных направлений для развития бизнеса в Калининградской области. С одной стороны, регион отрезан от «большой» России, поэтому товары из остальных субъектов РФ приходится доставлять самолетами, паромами, по железной дороге или фурами. Последний вариант самый популярный и востребованный, так как привезти грузы автотранспортом проще всего, на эту долю приходится максимальный объем.

Дополнительные сложности связаны с тем, что фурам приходится преодолевать несколько границ. Это не только Беларусь, которая входит в состав Союзного государства, но и Литва — часть Евросоюза. Все это создает дополнительные сложности и ограничения, необходимо учитывать особенности, которые не касаются остальных российских грузоперевозчиков.

Второй фактор связан с тем, что Калининградская область находится на пути в Европу. Количество экспортных перевозок до недавнего времени занимало значительную часть этого рынка. В этом обзоре рассмотрим особенности работы транспортных компаний региона, что изменилось для них в 2022 году.

Федеральные транспортные компании

Калининградская область представляет большой интерес для грузоперевозок, поэтому здесь работают многие крупные федеральные транспортные компании. Самые известные из них:

  1. «Деловые линии». Компания из Санкт-Петербурга, один из лидеров отрасли. Специализируется на грузоперевозках разной степени сложности, разработке индивидуальных логистических схем, предоставляет складские услуги по предпродажной подготовке и хранению товаров.
  2. СДЭК — российский оператор экспресс-доставки грузов и документов. Больше 20 лет работает на рынке. Компания основана в Новосибирске, сейчас превратилась в федерального логистического оператора.
  3. ПЭК — с начала 2000-х годов работает по направлению транспортной логистики. Сейчас открыто более 200 филиалов в более чем 100 000 населенных пунктах в России, Казахстане и Китае.
  4. «Главтрасса». С 1997 года компания оказывает транспортно-экспедиционные услуги. Имеет собственные филиалы в 12 городах России, в том числе в Калининграде.

Некоторые федеральные перевозчики ориентированы на работу только с юридическими лицами, так как их интересуют крупные партии товаров большого объема.

Калининградские транспортные компании

Местным автоперевозчикам непросто конкурировать с федералами. Однако им удается найти свою нишу. Например, работает компания «Логистика-Запад», грузовое агентство «Сократ».

Их особенность в том, что они целенаправленно специализируются на работе в условиях особой экономической зоны, оформлении документов, которые требуются при доставке и вывозе грузов из региона.

Цены

Стоимость грузоперевозок у федеральных компаний в среднем на 20% выше, чем у калининградских перевозчиков. Например, перевезти груз весом 500 кг из Москвы в Калининград у агентства «Сократ» будет стоить 8 250 рублей, а в «Деловых линиях» — 10 725 рублей.

При этом нужно отметить, что в будущем стоит ожидать увеличения стоимости. С такими прогнозами эксперты выступали еще в конце 2021 года, прогнозируя, что по итогам первого квартала 2022-го возникнет рост от 15 до 25%. Связано это с подорожанием:

  • материалов;
  • технических жидкостей;
  • рабочей силы;
  • логистики.

После 24 февраля 2022 года дополнительно на изменение тарифов начали влиять экономические санкции, введенные Евросоюзом против России, сложности с перемещением по территории Германии, Польши и многих других стран.

Калининградских перевозчиков это коснется больше, чем водителей большегрузов в остальных регионах России. Все без исключения дальнобойщики пострадают от проблем с поставками запчастей и оборудования для фур. Дополнительные сложности у калининградских водителей связаны с ростом рисков поездок в Европу. Новости о конфликтных ситуациях на дорогах, повреждениях большегрузов, психологическом давлении на водителей приводят к тому, чтобы единицы соглашаются выезжать в ЕС. Из-за этого стоимость услуг увеличивается.

Дополнительно на рост тарифов повлиял нестабильный курс рубля. Многие предприниматели ожидали, что он стремительно вырастет, поэтому заранее повышали расценки на свои услуги. К концу весны стало очевидно, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась. Это привело к тому, что многие транспортные компании начали пересматривать действующие тарифы в сторону снижения. Однако, если рубль вновь начнет стремительно падать, ситуация изменится в одночасье.

Особенности доставки грузов в Калининградскую область

При оформлении грузоперевозок в регион необходимо учитывать его особое географическое положение. Область оторвана от остальной России, не имеет общей границы ни с одним регионом РФ, а только с Польшей и Литвой. Поэтому все отправления должны быть оформлены соответствующим образом. Это касается не только юридических, но и физических лиц. Для начала рассмотрим общие правила ввоза и вывоза грузов:

  1. На каждую партию товара необходимо заранее подготовить пакет документов. Правильность их оформления проверяют пограничники и таможенные органы.
  2. На груз нужно заполнить и распечатать товарную накладную. Ее необходимо предоставить вместе с сопроводительными документами.
  3. Документы, которые понадобятся получателю, должны быть уложены внутрь коробок.
  4. Если отправитель физлицо, от него будут приняты только б/у личные вещи (к этой категории относят мебель, книги, одежду) и грузы, перемещение которых не запрещено.
  5. Если груз не нужно сертифицировать, составляется отказное письмо. Его можно написать в свободной форме, но обязательно на фирменном бланке с печатью.

На отказном письме стоит остановиться отдельно. Это документ, который отправитель может получить в аккредитованном органе, отвечающем за сертификацию. В нем должно быть указано, что на перевозимую продукцию не требуется оформлять декларации и/или сертификаты. Отказное письмо необходимо, когда могут возникнуть разночтения по вопросу, к какому коду ОКПД причислять груз.

Если товары завозят в регион для последующей продажи, на них требуется подготовить:

  1. Счет-фактуру с информацией о стоимости товара и его наименованиях. Необходимо иметь шесть экземпляров.
  2. Товарную накладную, оформленную по форме ТОРГ-12 в четырех экземплярах.
  3. Если перевозимый груз необходимо сертифицировать, потребуется копия декларации и сертификата соответствия. Если нет, это должно быть подтверждено наличием отказного письма.

Особый пакет документов потребуется на товары, которые отправляются компанией для своего представительства в Калининградской области или пересылаются между филиалами, принадлежащими одного юридическому лицу. В этом случае необходимо подготовить:

  1. Товарную накладную по форме ТОРГ-13 или М-11 в четырех экземплярах. В документах требуется указать стоимость и наименование продукции. Дополнительно прописать адрес получателя на территории региона.
  2. Также необходимо приложить отказное письмо, если груз не нужно сертифицировать, в альтернативной ситуации — декларацию или сертификат соответствия.

Особенности перевозки грузов необходимо учитывать физическим лицам, когда они доставляют в регион личные вещи. К ним необходимо приложить копию паспорта отправителя — отсканировать главный разворот и страницу с актуальным адресом прописки. Дополнительно составить заявление в четырех экземплярах. В нем нужно указать:

  • адрес получателя в регионе;
  • исчерпывающее перечисление пересылаемого груза;
  • вес;
  • оценочную стоимость.

Заявление должно быть заполнено по установленной формой.

При доставке грузов в Калининградскую область необходимо учитывать, что для некоторых категорий следует получить дополнительное согласование. Это касается:

  1. Дорогостоящих товаров, стоимость которых по сопроводительной документацией более одного миллиона рублей.
  2. Грузы, предназначенные для транзита, которые затем будут вывезены за пределы региона.
  3. ГСМ.
  4. Спиртосодержащая продукция.
  5. Пищевые добавки и БАДы.
  6. Товары, на которые необходимо оформлять ветеринарные свидетельства или проходить фитоконтроль.
  7. Детское питание.
  8. Опасные, хрупкие и крупногабаритные грузы.
  9. Лекарственные средства.
  10. Грузы военного назначения. Получателем и отправителем этой категории могут быть воинские части и учреждения, относящиеся к министерству обороны РФ.
  11. Б/у покрышки и автомобильные колеса.

При строгом соблюдении этих требований у перевозчиков не возникнет дополнительных трудностей, им удастся быстро доставить груз любой категории на территорию региона.

Особенности вывоза грузов

При отправке грузов из региона особенности вывоза нужно учитывать не только юридическим, но и физическим лицам. Например, при заказе какого-либо товара из «большой» России перевозчик без проблем его доставит. Но если потребуется его замена или сложный ремонт, который нельзя выполнить на территории области, потребителю потребуется пройти процедуру таможенного оформления.

При вывозе из региона необходимо учитывать, где произведен товар. Если в РФ, то в качестве сопроводительной документации следует подготовить:

  1. Паспорт на изделие, сертификат происхождения, руководство по эксплуатации или другой документ, подтверждающий, что товар произведен в РФ. Можно предоставить один из перечисленных документов. В нем должна быть информация о производителе и серийный номер.
  2. Счет-фактура, товарно-транспортная или товарная накладная по форме ТОРГ-12. Любой из этих документов необходимо предоставить в двух экземплярах.
  3. Документы, подтверждающие факт поступления товара в регион из «большой» России — счет-фактура, авианакладные, товарно-транспортная или CMR-накладная.

Если при отправке груза прикладываются только копии без оригиналов, необходимо составить сопроводительное письмо в таможенные органы с описанием всей цепочки получения товара.

При отправке груза иностранного производства, который оказался на территории Калининградской области из-за границы, нужно собрать следующие документы:

  1. Ввозная грузовая таможенная декларация с режимом импорта 40.
  2. Счет-фактура, товарно-транспортная или накладная по форме ТОРГ-12 от отправителя на территории региона получателю в «большой» России. Документы нужно оформить в двух экземплярах с печатями.

Если товар совместного российского-импортного производства, попавший в регион из РФ, пакет документов зависит от способа его доставки.

Способ доставки товара Документы, которые необходимо собрать Автотранспорт

  1. Счет-фактура, CMR-накладная со спецификацией или товарно-транспортная накладная с подтверждением поступления груза из "большой" России.
  2. Счет-фактура, накладная по форме ТОРГ-12 или товарно-транспортная накладная от отправителя в Калининградской области получателю.

Авиатранспорт

  1. Акт идентификации или другие документы, подтверждающие доставку груза из остальной России самолетом, оформленные таможенными органами Калининградской области.
  2. Счет-фактура, накладная по форме ТОРГ-12 или товарно-транспортная накладная от отправителя в Калининградской области получателю.

Также существует понятие нестандартной доставки. К этой категории законодателем относятся хрупкие, объемные или опасные грузы. Сопровождающие документы — паспортные данные отправителя и опись содержимого. Обязательна предоплата.

Проблемы грузоперевозчиков из-за санкций

Новые санкции, введенные против российской экономики в 2022 году, отразятся на перевозчиках. В полной мере они коснутся компаний, работающих в Калининградской области.

Проблемы у калининградских перевозчиков появились еще в начале февраля 2022 года, когда на литовской границе образовались внушительные очереди из фур — в них стояли сотни большегрузов. По заявлениям литовских таможенников причиной стал плановый переход на новое программное обеспечение. После 24 февраля очереди из фур только увеличились, этому способствовали обострившиеся отношения между Россией и Евросоюзом.

В пятом пакете санкций Европейского Союза появился запрет на въезд автотранспорта из России и Беларуси на территорию ЕС. Исключение сделано для перевозки:

  • почты;
  • гуманитарных грузов;
  • продуктов питания;
  • металлопроката;
  • продуктов нефтепереработки.

Но и с ними все не так просто. Автоперевозчики теперь должны запрашивать разрешение на транзит не менее чем за две недели до планируемого рейса.

Власти Калининградской области сразу после публикации новых санкций отметили, что они делают невозможным полноценный транзит между регионом и «большой» Россией. Поэтому необходимо развивать и наращивать паромные перевозки в Калининград.

По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, при полной блокировке региона потребуется 10 паромов на маршруте Балтийск — Усть-Луга, чтобы обеспечить все потребности производства и жителей. На данный момент работают три парома, еще один ожидается в ближайшее время.

Литовские чиновники заявляли, что допускают возможность полного закрытия границ Калининградской области. Однако подчеркнули, что такое решение не может быть принято в одностороннем порядке, это необходимо сделать Евросоюзу.

После запрета на работу на территории ЕС перевозчикам с большинством видов грузов транспортные компании планируют переключить сотрудников и фуры на работу внутри РФ или на линию «Калининград — «большая» Россия». Из-за высокой конкуренции это в ближайшей перспективе должно привести к падению цен на перевозки, возможен рост безработицы среди дальнобойщиков.

К сокращению штата и даже к потенциальному банкротству может привести невозможность окупить транспорт, который калининградские перевозчики приобретали с расчетом, что будут выполнять заказы по Европе. Например, поэтому покупались фуры с более высоким экологическим классом, чем требуется для России.

Если возить товары на таких машинах только по территории РФ и Беларуси, окупить их не получится. Один из вариантов выхода из такой ситуации — продажа транспортных средств, сокращение или полное закрытие бизнеса.

В данный момент ситуация на калининградском рынке автоперевозок остается напряженной. Как она будет развиваться, во многом зависит от международной обстановки, от тех решений, которые будут приниматься российскими и европейскими властями.

10.8K